Яппиля – Тарасвоское. 23 июля 2006 года

Предыстория

После поездки в Высоцк я продолжил реализацию своего плана по полному исследованию приморской ветки железной дороги. Однако, продолжить исследования я решил с другого конца – со стороны Петербурга. Участок Выборг – Советский был мной исследован. Начинать же изучение участков, расположенных ближе к Петербургу со стороны Выборга было неудобно. Ближайшей неисследованной станцией со стороны Выборга была станция Прибылово. Однако, из-за неудобств расписания доехать на поезде до Прибылова через Выборг возможно было только вечером. Ехать до Прибылова от Выборга на велосипеде мне не хотелось, так как пришлось бы тратить время на проезд уже исследованного участка Выборг – Советский. А ехать до Прибылова на прямом поезде через Приморск было очень долго, и опять же приводило к неоправданным потерям времени. Поэтому я решил зайти с другого конца.

Из Петербурга утром по приморской ветке шёл прямой поезд до станции Прибылово. На нем я планировал доехать до первой неисследованной станции приморской ветки со стороны Петербурга, а дальше двигаться на велосипеде в сторону Выборга. Как и во время прошлых поездок по приморской ветке я не ставил себе цели доехать до конкретной точки. На каждой станции я планировал провести ровно столько времени, сколько мне потребуется для его изучения и фотографирования, продвинуться в сторону Выборга настолько, насколько получится, а в конце дня сесть на ближайшей станции на поезд и вернуться в Петербург через Ушково или через Выборг, в зависимости от того, как далеко удастся продвинуться. Благо, что вечером на приморской ветке были удобные поезда как в ту, так и в другую сторону. То, что не успевал обследовать в ходе данной поездки, я переносил на следующую поездку, которую планировал начать со станции, следующей за той, до которой удалось продвинуться.

Поскольку участок до Местерьярви я обследовал ещё в 2005 году, ближайшим неисследованным объектом была платформа Яппиля. Не то, чтобы эта платформа была мне совершенно незнакома. Раньше я там бывал неоднократно, однако фотографировать её мне как-то в голову не приходило. Поэтому начать свой путь в этот раз я решил от Яппиля.

Кроме, собственно, приморской ветки в Яппиля я планировал изучить ещё один железнодорожный объект – насыпь старой железной дороги, которая когда-то отходила от приморской ветки в сторону Финского залива. Известно об этой железной дороге мне было немного. В энциклопедии Дмитрия Зиновьева "Младший брат" эта дрога присутствует в списке узкоколеек Ленинградской области. Хотя размер сохранившейся насыпи был явно не узкоколейный. А в ходе поездки я окончательно убедился в том, что железная дорога была ширококолейная. Построена она была то ли во время Первой мировой войны, то ли во время Советско-финляндской войны 1939-1940 годов. По некоторым сведениям она использовалась для снабжения береговых батарей, по некоторым сведениям на этой ветке базировались передвижные артиллерийские орудия на железнодорожном ходу.

Примерно с такими планами я собрался в путь 23 июля 2006 года.

Поездка

Утром я прибыл на Финляндский вокзал, где сел в беспересадочную электричку, следующую до Прибылова. До Зеленогорска электричка шла своим ходом. В Зеленогорске я вышел из поезда посмотреть на зрелище под названием "стыковка тепловоза с электричкой". К электропоезду ЭР2-649 был прицеплен тепловоз М62-1537. Дальше по неэлектрифицированной приморской ветке электричка шла на тепловозной тяге.

Прицепка тепловоза М62-1537 к электропоезду ЭР2-649Прицепка тепловоза М62-1537 к электропоезду ЭР2-649, ст. Зеленогорск, Россия, Санкт-Петербург, 23 июля 2006 года

Через некоторое время поезд прибыл на платформу Яппиля. Я высадился на платформу. Тепловоз выпустил большой столб дыма и поволок электричку дальше в сторону Приморска.

Тепловоз М62-1537 с электропоездом ЭР2-649Тепловоз М62-1537 с электропоездом ЭР2-649, пл. Яппиля, Россия, Ленинградская обл., 23 июля 2006 года

Платформа Яппиля – это один из немногих географических объектов Карельского перешейка, который сохранил своё старое финское название. Из сооружений там имеется только старая гранитная финская платформа и торчащий из земли фундамент вокзала. После проведённого в 2004 – 2005 годах капитального ремонта пути старая низкая платформа превратилась из "низкой" в "очень низкую", практически сравнявшись с головкой рельса, что, увы, не облегчает процесс высадки и посадки, особенно, если вам при этом нужно выгрузить велосипед.

Платформа ЯппиляПлатформа Яппиля, Россия, Ленинградская обл., 23 июля 2006 года Платформа ЯппиляПлатформа Яппиля, Россия, Ленинградская обл., 23 июля 2006 года Развалины вокзалаРазвалины вокзала, пл. Яппиля, Россия, Ленинградская обл., 23 июля 2006 года

Близлежащие посёлки и садоводства расположены несколько в стороне от железной дороги. Поэтому, складывается впечатление, что платформа расположена в глухом лесу. Рядом с платформой железнодорожные пути пересекает грунтовая дорога.

ПереездПереезд, пл. Яппиля, Россия, Ленинградская обл., 23 июля 2006 года

Осмотрев платформу Яппиля, я отправился исследовать насыпь железной дороги, отходящую в сторону Финского залива к мысу Стирсудден. Найти эту насыпь было несложно. По грунтовой дороге от платформы Яппиля я выехал на асфальтовое шоссе, идущее к базам отдыха на берегу Зеркального озера. Повернув по шоссе налево, я выехал к месту пересечения шоссе с насыпью железной дороги. В юго-западном направлении по насыпи железной дороги идёт грунтовая дорога. В северо-восточном направлении дороги по насыпи нет, но насыпь хорошо прослеживается в лесу и проехать по ней на велосипеде можно. Я повернул налево и обследовал небольшой участок насыпи между шоссе и приморской веткой.

Насыпь разобранной железной дороги Яппиля – СтирсудденНасыпь разобранной железной дороги Яппиля – Стирсудден, Россия, Ленинградская обл., 23 июля 2006 года Насыпь разобранной железной дороги Яппиля – СтирсудденНасыпь разобранной железной дороги Яппиля – Стирсудден, Россия, Ленинградская обл., 23 июля 2006 года

Как только я въехал на насыпь, мне сразу стало понятно, что я еду по бывшей железной дороге. На велосипеде я ощутил то, что пешеход понял бы сразу, а именно, характерные толчки при попадании колёс в небольшие углубления, оставшиеся от лежавших там шпал. За долгие годы эти углубления почти сровнялись с землёй, и на первый взгляд их не сразу заметишь. Но при езде на велосипеде они ощущаются сразу. Трасса железной дороги перешла в выемку, сделала плавный поворот и примкнула к приморской ветке.

Выемка разобранной железной дороги Яппиля – СтирсудденВыемка разобранной железной дороги Яппиля – Стирсудден, Россия, Ленинградская обл., 23 июля 2006 года

Осмотр этого места ещё раз убедил меня в том, что железная дорога была ширококолейной. Во-первых, размеры насыпи и углублений в земле, оставшихся от шпал, явно соответствовали не узкой, а широкой колее. Во-вторых, траса железной дороги примыкала под острым углом прямо к приморской ветке. Если бы железная дорога была узкоколейной, соединяться напрямую с ширококолейной приморской веткой он не могла. Там должна была бы быть станция для перегруза, признаков которой я не обнаружил. Траса железнодорожного пути примыкала непосредственно к приморской ветке, что явно говорило об её ширококолейности.

Я вернулся обратно на шоссе, и поехал дальше по насыпи железной дороги в сторону Финского залива. По трассе железной дороге здесь проходит грунтовая дорога. На некоторых участках дороги тут так же сохранились характерные углубления от шпал, которые ощущаются при езде на велосипеде. Кое-где сохранились и сами шпалы. Шпалы уже почти совсем истлели, но тем не менее, догадаться о назначении этих деревяшек, лежащих поперёк дороги, можно. Ради интереса я измерил одну шпалу. Длина оказалась равной примерно два с половиной метра, что явно свидетельствовал о ширококолейности железной дороги.

Трасса разобранной железной дороги Яппиля – СтирсудденТрасса разобранной железной дороги Яппиля – Стирсудден, Россия, Ленинградская обл., 23 июля 2006 года

Слева от насыпи осталось небольшое озеро. Примерно через 5 километров от Яппиля мой путь упёрся в канаву.

В этом месте насыпь железной дороги пересекала ручей. По-видимому, там когда-то был мост, от которого сейчас уже ничего не осталось. Осмотрев канаву, с левой стороны удалось разглядеть место, пригодное для переправы. Я спустил велосипед в канаву по тропинке, перешагнул через ручей и поднялся с другой стороны канавы на насыпь. Грунтовая дорога и после канавы была всё еще неплохая. Я продолжил по ней свой путь.

Через некоторое время дорога свернула с насыпи направо, а насыпь продолжилась прямо. Прямо по насыпи тоже шла дорога, но она была гораздо хуже: сильно заросшая травой с колеёй в виде двух тропинок. По бокам росли кусты и деревья, ветки которых постоянно цепляли меня при движении. Ехать было не столь приятно, как на первом участке дороги, но ещё довольно сносно. Примерно в семи с половиной километрах от Яппиля насыпь пересекала грунтовую дорогу. После пересечения с грунтовкой дорога на насыпи исчезла вовсе. Впереди были только заросли деревьев и кустов.

И вот тут у меня произошла неприятность. Я выехал на грунтовую дорогу и стал внимательно вглядываться в заросли кустов с противоположной стороны от дороги, пытаясь обнаружить там продолжение железнодорожной насыпи. И в этот момент моя правая нога резко сорвалась с педали и повисла в воздухе. Я попытался поставить ногу обратно на педаль, однако нащупать педаль не смог. Посмотрев вниз, к своему удивлению педали я не обнаружил.

Я остановился и попытался осмыслить произошедшее. После непродолжительного осмотра я всё-таки обнаружил свою правую педаль. Она валялась на дороге в нескольких метрах от велосипеда. Ось педали оказалась разломана на две части. Небольшой кусочек оси остался вкрученным в шатун, остальная часть оси была внутри отвалившейся педали.

Теперь мне предстояло решить, что делать дальше. Очевидно, что устранить данную неисправность в походных условиях было нереально. Разломанную на две части ось обратно не срастишь. Я находился среди леса. До ближайшей железнодорожной платформы было 8 километров. Поскольку за 24 года езды на велосипеде это у меня был первый случай поломки педали, возить с собой запасную педаль мне, естественно, в голову не приходило. Раздобыть новую педаль в лесу было невозможно, и при этом мне как-то нужно было оттуда выбираться. Идея идти пешком до Яппиля и вести велосипед рядом с собой меня как-то не радовала.

После некоторых раздумьем мне пришла в голову мысль – заменить педаль чем-то, что можно было бы вкрутить в отверстие шатуна, и во что можно бы было упирать ногу. Пусть это бы было не очень комфортно, но я всё-таки сохранил бы возможность двигаться на велосипеде, а не пешком, и, следовательно, двигаться быстрее. Нужный мне предмет я решил поискать в том месте, каковые в лесу имеются, увы, в достаточном количестве, то есть, на свалке. Совсем незадолго до того, как у меня произошла эта поломка, я как раз проезжал мимо свалки. Я решил вернуться, и поискать что-либо подходящее. Я надеялся найти какой-нибудь большой болт, или шпильку, подходящую по резьбе к шатуну. Первое, на что я обратил внимание – это два разбитых автомобиля, валяющиеся на свалке. Интересно, может ли деталь от автомобиля подойти к велосипеду? Никогда раньше я таким вопросом не задавался.

Осмотрев разбитые автомобили, я ничего подходящего не нашёл. Тогда я продолжил поиски дальше среди куч мусора. И, как ни странно, нашёл то, что мне было нужно.

Найденный мной предмет представлял собой нечто вроде небольшого баллончика, с резьбовыми втулками на концах. Чем был этот предмет в своей прошлой жизни, для меня так и осталось загадкой. Но в своей новой жизни этому предмету предстояло стать моей правой педалью.

Как ни странно, резьба на втулках точь-в-точь подошла к резьбе в отверстии шатуна. Я вывинтил из шатуна обломок оси и вкрутил туда этот баллончик. Получилось некое подобие педали. Конечно, пользоваться такой "педалью" было не слишком удобно. Самое главное, что этот баллончик, жёстко закреплённый на шатуне, вращался вместе с ним, из-за чего нога всё время съезжала с "педали" вперёд. Из-за этого остаток пути мне пришлось работать в основном левой ногой, а правой просто проворачивать педали. Однако, я всё же смог продолжить езду на велосипеде, что было явно лучше, чем возвращаться назад пешком. Более того, это дало мне возможность продолжить изучение железной дороги.

Вернувшись к пересечению насыпи с грунтовкой, я продолжил поиски продолжения насыпи среди зарослей кустов с противоположной стороны от дороги. Продолжение насыпи я в результате нашёл. Однако, насыпь продолжалась дальше среди зарослей кустов. Различить среди зарослей эту насыпь с характерными углублениями от шпал было возможно. Но дороги по ней не было. По насыпи шла лишь небольшая тропинка. Передвигаться по ней на велосипеде было сложно, но я всё же решил довести дело до конца, и продолжил путь по насыпи. Иногда мне удавалось сесть на велосипед и проехать по тропинке некоторое расстояние. Но большую часть этого участка пути я шёл пешком, то протаскивая за собой велосипед через заросли кустов, то перенося его через поваленные деревья.

По пути я пересёк ещё один овраг, через который когда-то был перекинут мост. В этом месте от моста сохранились какие-то деревянные конструкции, покрытые мхом.

Развалины мостаРазвалины моста, трасса разобранной железной дороги Яппиля – Стирсудден, Россия, Ленинградская обл., 23 июля 2006 года

Ручей, протекающий по дну оврага, оказался шире и глубже предыдущего. Мне пришлось спускать велосипед вниз по довольно крутому берегу, пертаскивать его через ручей почти по оси в воде, потом по не менее крутому берегу поднимать обратно на насыпь. Продравшись по насыпи через кусты, и перебравшись через ещё один подобный овраг, я выбрался на поле. На этом поле следы железнодорожной насыпи потерялись.

По-видимому, это поле за годы, прошедшие с момента разборки железной дороги, не раз было перепахано. И если там железнодорожные пути и были, то от них уже ничего не осталось. Найти на поле каких-либо следов железной дороги мне не удалось. Возможно, что её продолжение следовало искать на противоположной стороне этого поля. Однако, такой поиск представлял чрезвычайно сложную задачу. Место, в котором железная дорога должна была выйти с противоположной стороны поля, угадать было сложно. К тому же она могла и совсем там не выйти, так как объект, к которому шла железная дорога, мог находиться на месте самого поля. В результате, уже достаточно сильно устав от продирания через заросли и езды на велосипеде с педалью-балончиком я принял решение выбираться на Приморское шоссе. По грунтовой дороге, проходящей через поле, я выехал на Приморское шоссе, после чего, найдя там дорожку, идущую в сторону Финского залива, выехал по ней на берег. Там я сделал остановку и передохнул.

К тому времени у моей импровизированной педали выявился существенный недостаток. Этот баллончик оказался сделан из какого-то мягкого металла. Нагрузки он явно не выдерживал. Резьба на втулке начала снашиваться, в шатуне баллончик держался плохо. Стало очевидно, что далеко я на такой педали не уеду. Обдумав ситуацию, я решил возвращаться к приморской ветке железной дороги, где при необходимости можно бы было сесть на поезд. Поездка получилась несколько скомканной.

Покинув берег Финского залива, я вернулся на Приморское шоссе, проехал по шоссе некоторое расстояние в сторону Петербурга, после чего свернул на грунтовую дорогу, идущую в Яппиля.

По дороге к Яппиля я сделал небольшую остановку на Плетневом озере. Озеро это мне очень нравится прежде всего тем, что там очень чистая вода. Расположено оно в лесу, достаточно далеко от населённых пунктов, и видимо, поэтому не так сильно замусорено. Выкупавшись в озере, я поехал дальше, проехал мимо Зеркального озера, потом выехал на шоссе, идущее к детскому лагерю и базе отдыха на берегу Зеркального озера. Можно было поездку закончить, и свернуть в Яппиля. Однако, у меня так и остались нереализованные планы по изучению приморской ветки. Мне удалось сфотографировать только платформу Яппиля. Изучив карты, я убедился, что от того места, где я нахожусь, до следующей за Яппиля платформы 86 километр ехать не намного дальше, чем до Яппиля. Я принял решение отправиться туда, чтобы сфотографировать хотя бы ещё одну платформу.

Платформа 86 километр находится на небольшом расстоянии от шоссе, и соединяется с ним несколькими тропинками. Найти платформу не составило большого труда. Платформа эта, наверное, была сооружена после постройки пионерского лагеря Зеркальный на берегу одноимённого озера. При финнах её, скорее всего, не было. Старой гранитной платформы, характерной для финских станций, там нет. Платформа сооружена из бетонных плит. На горке рядом с платформой установлен щит с надписью "Зеркальный".

Платформа 86 кмПлатформа 86 км, линия Ушково – Приморск, Россия, Ленинградская обл., 23 июля 2006 года

Тут мне опять предстояло обдумать свои дальнейшие планы. Можно было остаться на платформе 86 километр и спокойно дожидаться поезда в строну Зеленогорска. Однако времени до последнего поезда было ещё много, и терять это время мне не хотелось. А до следующей платформы – Тарасовского было всего лишь 2 километра. Расстояние даже для пешехода несерьёзное, не говоря уже о велосипедисте, пусть и с одной педалью. И, несмотря на отсутствие одной педали, я решил всё же заехать ещё и в Тарасовское.

Путь до Тарасовского был, правда, далеко не прямой. Параллельно с железной дорогой там не было ни шоссе, ни даже грунтовки. У платформы 86 километр шоссе сворачивало в сторону Зеркального озера. Однако, судя по карте, доехав по шоссе до посёлка Озёрное на берегу озера, дальше можно было свернуть на грунтовую дорогу и доехать до Тарасовского. По этому пути я и отправился. По шоссе я доехал до посёлка Озёрное, и там обнаружил весьма интересную находку.

Интересно, бывает, складываются путешествия. Будешь специально искать какой-то такой объект – в жизни не найдёшь. А случайно на что только не нарвёшься.

В общем, ехал я по шоссе, и доехал уже почти до поворота на грунтовку, ведущую к платформе Тарасовское. Судя по карте, берег Зеркального озера был где-то совсем рядом. Погода была жаркая, и перед последним этапом моего пути у меня возникло желание выкупаться в озере. Заметив какую-то малоприметную грунтовую дорогу, отходящую налево в сторону озера, я свернул на эту дорогу, в надежде выехать на берег озера. На берег озера я, действительно, выехал. Однако, берег там оказался заросший кустами и для купания совершенно не пригодный. Такой совершенно неинтересный берег, и несколько домиков недалеко от берега озера – вот и всё, что оказалось в конце этой дороги. Ничего интересного. Почти ничего. Специально я бы туда в жизни не поехал. Но, заехав совершенно случайно, обнаружил рядом с одним домиком сарай-бытовку, который был явно сделан из троллейбуса ЯТБ, производства ярославского автомобильного завода.

Троллейбус ЯТБ, превращённый в сарайТроллейбус ЯТБ, превращённый в сарай, пос. Озёрное, Россия, Ленинградская обл., 23 июля 2006 года

Такие троллейбусы выпускались 1936 – 1941 годах. Теоретически в своей прошлой жизни этот сарай мог быть троллейбусом ЯТБ-1, ЯТБ-2, ЯТБ-4 или ЯТБ-4А. Внешне эти троллейбусы были очень похожи, и моих познаний в сфере троллейбусостроения было недостаточно, чтобы на вид определить к какой именно серии троллейбусов ЯТБ принадлежал данный конкретный экземпляр. Но в любом случае, машина уникальная, так троллейбусов довоенного производства в России до наших дней практически не сохранилось. Чего только не найдёшь на бескрайних просторах России.

Осмотрев троллейбус, я вернулся на шоссе, а затем выехал на грунтовую дорогу, ведущую в Тарасовское. Дорога эта скорее напоминала тропинку, но для проезда на велосипеде была вполне пригодна. По ней я доехал до платформы Тарасовское. Баллончик, приспособленный вместо педали, в отверстии шатуна уже практически не держался, постоянно выпадал, чем доставлял мне немалое беспокойство. Но Я уже прибыл на конечную точку моего маршрута. После Тарасвоского я уже никуда ехать не собирался. До последнего поезда на Зеленогорск времени оставалось немного. Оставалось сделать фотографии платформы.

В Тарасвоском имеется старая гранитная финская платформа, такая же, как и на многих других станциях и остановочных пунктах приморской ветки. И подобно другим таким же платформам, после капитального ремонта пути эта платформа оказалась ниже уровня головки рельса. На платформе имеется фундамент вокзала. Судя по размеру деревьев, выросших из этого фундамента, вокзала этого там не существует давно. Вокзал этот был, по-видимому, не единственным зданием на платформе. Судя по характерному булыжному мощению, там прослеживается местоположение ещё одного здания.

Платформа ТарасовскоеПлатформа Тарасовское, Россия, Ленинградская обл., 23 июля 2006 года Фундамент вокзалаФундамент вокзала, пл. Тарасовское, Россия, Ленинградская обл., 23 июля 2006 года

Пока я исследовал платформу Тарасовское мимо прошёл поезд на Выборг через Приморск. Тепловоз М62-1622 вёл электропоезд ЭР2-446. Поезд высадил и проследовал дальше. На станции Куолемаярви он должен был встретиться с поездом Выборг – Приморск – Зеленогорск, на котором я собирался вернуться домой.

Тепловоз М62-1622 с электропоездом ЭР2-446Тепловоз М62-1622 с электропоездом ЭР2-446, пл. Тарасовское, Россия, Ленинградская обл., 23 июля 2006 года

Время до поезда ещё было. Я решил выкупаться в небольшом озере, расположенном почти у самой платформы рядом с железнодорожными путями. Выкупавшись в озере я вернулся на платформу и стал ждать поезда.

Поезд пришёл под тепловозом ТЭП70. Состоял поезд в этот раз даже не из двух, как обычно, а из трёх вагонов. Я сел в поезд и отправился в обратный путь. В Ушково я пересел на электричку, следующую до Петербурга.

Надо сказать, что произошедшая поломка педали не так уж и сильно испортила мою поездку. Мне удалось осмотреть и сфотографировать три платформы приморской ветки, проехаться по насыпи разобранной железной дороги Яппиля – Стирсудден, и даже сфотографировать уникальный троллейбус. Из местных достопримечательностей мне не удалось посмотреть маяк Стирсудден, расположенный недалеко от конца разобранной железной дороги. Осмотр этой достопримечательности пришлось отложить до следующего раза.

Правда, как оказалось, самая сложная часть пути была у меня ещё впереди. После прибытия на Финляндский вокзал выяснилось, что резьба на втулках баллончика, приспособленного мной в качестве педали, стёрлась окончательно. В отверстии шатуна баллончик уже совершенно не держался, всё время выпадал, и доставлял при езде одни неудобства. Баллончик пришлось снять. Но мне ещё предстоял путь примерно в 12 километров от вокзала до дома. Весь этот путь мне пришлось проделать на одной педали. В ходе поездки я придумал технику езды, при которой я работал только одной левой педалью. Когда левая педаль оказывалась в своей нижней точке, двигаясь по инерции, на выбеге я цеплял правой ногой за шатун и прокручивал его до тех пор, пока левая педаль не оказывалась в верхнем положении. Затем опять давил на левую педаль, придавая велосипеду ускорение. Главным недостатком такой езды было то, что мне постоянно приходилось смотреть вниз, чтобы зацепить правой ногой за шатун, что отвлекало от наблюдения за дорогой. Из-за этого на наиболее опасных перекрёстках я сходил с велосипеда и проходил эти перекрёстки пешком. Таким образом 12-километровый путь до дома я преодолел. С некоторыми трудностями поездка была завершена. Зато теперь я смело могу утверждать, что путь от Финляндского вокзала до дома я могу одолеть одной левой!